Чтобы система охлаждения двигателя в полной мере выполняла свои функции, необходимо своевременно и регулярно проводить её техническое обслуживание.
Особое внимание нужно уделять выбору охлаждающей жидкости (ОЖ), так как кроме рабочего тела в системе охлаждения, ОЖ выполняет и другие функции, например, такие как защита деталей двигателя от коррозии.
Качество ОЖ должно полностью соответствовать требованиям производителя автомобиля, кроме того, нужно соблюдать предписанные сроки её замены, так как в процессе эксплуатации ОЖ теряет свои свойства. Всю необходимую информацию по этому поводу можно найти в руководстве по эксплуатации и обслуживанию автомобиля.
При смене типа охлаждающей жидкости, или при смене производителя охлаждающей жидкости, предварительно нужно промыть систему охлаждения дистиллированной водой. Из системы выливается антифриз (не на землю, конечно, а в подходящую емкость), после чего система заполняется дистиллированной водой. Далее нужно запустить двигатель, и включить отопитель салона. Дайте поработать мотору несколько минут, после чего остановите его, слейте воду из системы и заполните её антифризом.
- Периодически проверяйте систему охлаждения на наличие потёков, осматривайте соединительные патрубки, отсутствие повреждений радиатора, соединительные элементы. Обнаруженные места утечки ОЖ устраните.
- Регулярно проверяйте натяжение приводного ремня в соответствии с инструкцией к автомобилю, так как на многих моторах, водянная помпа приводиться в движение общим с генератором ремнем. При слабом натяжении приводной вал водяной помпы может проскальзывать, ОЖ не сможет циркулировать по системе в полном объеме, а двигатель перегреется. «Перетягивать» ремень также нельзя, потому, что это вызовет быстрый износ подшипников.
- Следите за внешним состоянием радиатора и самого двигателя. При необходимости очищайте радиатор и двигатель от загрязнений. Грязный радиатор может не справится с задачей отвода излишнего тепла в атмосферу, что приведет к перегреву мотора.
- Также контролируйте работу термостата. Для его проверки можно запустить двигатель и подождать, пока он нагреется до рабочей температуры. Затем его заглушите, откройте капот и попробуйте рукой (осторожно!) температуру патрубка, по которому антифриз поступает в радиатор и выходит их него. Если один патрубок горячий, а другой холодный, то, скорее всего, термостат постоянно находится в закрытом положении, и ОЖ все время циркулирует по «малому кругу» системы, то есть, минуя радиатор. В таком случае термостат необходимо заменить.
- Вентилятор также является одним из важных элементов в системе охлаждения двигателя. На многих современных автомобилях установлены электрические вентиляторы, которые управляются специальным термодатчиком, вмонтированным в двигатель или радиатор. При поломке датчика вентилятор не будет включаться.